Как привить детям культуру здорового питания

Самарские педагоги вместе с врачами и учеными обсудили необычную образовательную программу.

Испытано на себе.

На мониторе компьютера картинка — огромный супермаркет со всевозможными продуктами. Игрок нажимает на тематический квадрат (допустим, на овощи) и попадает на страничку, где ему нужно ответить на вопросы. Есть в гастрономической игре и раздел, посвященный традициям кухонь разных народов. А еще можно проверить свои знания разных сортов хлебобулочных изделий, например, отличить бублик от баранки или каравай от кулича, наведя курсор на нужное слово. Много здесь и другого интересного. Оторваться от интерактивной викторины не то что ребенку, взрослому невозможно — затягивает. Испытано на себе. Перед началом пресс-брифинга нам, журналистам, предложили проверить свои кулинарно-гастрономические знания. А чтобы игроку не было скучно, разработчики этого мультимедийного пособия постарались соединить в нем познавательное с занимательным. И это часть большого образовательного проекта для детей и подростков.

Вкратце, программа состоит из трех ступеней обучения. Первая предназначена для детей шести-восьми лет, вторая — от 9 до 11-ти, третья создана для подростков. Соответственно, у каждой свои названия: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья» и «Формула правильного питания». Ребята приобщаются к здоровому образу жизни в игровой форме, работая со специальными тетрадями, а для взрослых отдельно разработаны методическая литература, плакаты и брошюры. Материал очень простой, но имеющий под собой серьезное научное обоснование, к работе над ним были привлечены сотрудники Научно-исследовательского института питания РАМН. Заниматься по программе школы никто не принуждает (она и создана для факультативных занятий), однако одобряется Министерством образования РФ. К проекту каждый год подключается все большее число учебных заведений. Тем более сейчас, когда философия здорового питания, что называется, в тренде.

— Уникальность проекта заключается в его масштабности, — поделилась старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, руководитель проекта «Разговор о правильном питании» Александра Макеева.

— В нем участвует 41 регион. За 13 лет, что проект существует, интерес к нему только возрастает. Потому что в обществе изменилось отношение к питанию. А в Самаре программа известна уже больше десяти лет.

Впрочем, наше муниципальное образование имеет и собственный опыт в организации питания детей, и нормативную базу.

Бюджетные завтраки

«Пью, держа стакан в руке, Молоко коровье, потому что в молоке — сила и здоровье».

Это четверостишие — подпись к фото в книге «Питание школьника», изданной в 1959 году. Тогда тоже прививали подрастающему поколению культуру питания. Как написано в аннотации, эта «книга о том, как правильно кормить школьника, чтобы он вырос здоровым, ловким и сильным».

В контексте нынешнего времени многое в книге вызывает улыбку. Например, слишком лиричное описание школьной жизни: «Бывает так, что ударит лихой мороз, и бегут ребята поутру, под ногами снег поскрипывает, а над головой — еще не до конца рассеявшийся холодный утренний туман. И до чего хорошо в такой день в школе на перемене поесть горячего! Впрочем, и те дети нашей страны, которые не знают снегов и метелей и идут в школу по опаленной солнцем земле, тоже не откажутся в перерыве между уроками от горячей котлеты, от сладкой булки, от стакана молока…».

Собственно от котлеты со сдобой не откажутся и современные дети. Просто за пятьдесят с лишним лет изменились подход к организации школьного питания и отношение к некоторым блюдам и продуктам. Сегодня важно не просто накормить ребенка, а грамотно и бюджетно накормить. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко даже предложил рассматривать этот вопрос как образовательный процесс, потому что если ребенок не накормлен, он не сможет усвоить учебную программу.

— Ежемесячно нашим ведомством проводится мониторинг организации питания, информация поступает из школ, — рассказала на пресс-брифинге главный специалист управления начального, основного, среднего общего образования и информационного обеспечения департамента образования Самары Наталья Румянцева. — Кроме этого, с 2009-го по 2011-й годы в городском округе действовала целевая программа «Совершенствование организации питания в муниципальных образовательных учреждениях». В ее рамках приобретались оборудование и мебель для школьных столовых, совершенствовалась нормативная база, осуществлялись проверки работы школьных столовых и, конечно, проводились конкурсы, конференции, Дни здоровья, посвященные формированию культуры здорового питания.

Впрочем, независимо от того, действует или нет программа, принципы организации в Самаре питания школьников не изменились.

Согласно постановлению главы города, шесть категорий школьников кормят бесплатно: это дети из социально необеспеченных и многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, дети сотрудников муниципальных образовательных учреждений и кадеты. Целевая субсидия идет на оплату завтрака (его стоимость — 50 рублей). В общей сложности, таких детей от общего количества самарских школьников — 20 процентов.

Практикуется в школах и так называемый свободный выбор — когда за «деньги за еду», которые сдают родители, ребенок может выбирать из нескольких горячих блюд. Очевидно, не все дети хотят или имеют возможность это делать, так как организованным питанием охвачено лишь 68 процентов самарских учащихся, тогда как по области — 75. Возможно, родителям и детям недостаточно объяснили, что никакие бутерброды не заменят растущему организму тарелку супа, а еще, что не надо экономить на здоровье. Спрос здесь с руководителей образовательных учреждений.

— Поэтому хорошо бы, чтобы как можно больше школ Самары участвовало в образовательной программе «Разговор о правильном питании», — подчеркнула Наталья Румянцева. — Пусть организованных детей станет 100 процентов. Всем от этого только лучше будет.

Чтобы живот не болел

Пристальное внимание к проблеме питания имеет и свою оборотную сторону. Наблюдается большое количество разного рода спекуляций, которые, к сожалению, широко транслируются. Например, разного рода доморощенные системы и диеты, которые предлагают анонимы в Интернете. Все всё сегодня знают, но когда специалисты начинают задавать вопросы о рациональном питании, выясняется, что знания эти поверхностны.

Медицинский аспект проблемы озвучила доцент кафедры детских болезней Самарского государственного медицинского университета кандидат медицинских наук Галина Порецкова. В частности, она рассказала, насколько глубоко патологиями желудочно-кишечного тракта у детей занимается кафедра детских болезней СамГМУ. Сегодня 64 % детей жалуется на периодические боли в животе. Недомогание мешает им приспособиться к школьной нагрузке. Замкнутый круг. При этом, по словам врача, большую часть проблем сегодня составляют заболевания, напрямую связанные с нарушением режима и неправильной организацией питания. Была приведена и не слишком оптимистичная статистика. По данным Всемирной организации здравоохранения, 50 процентов случаев детской смертности напрямую или косвенно связаны с недостатком питания. К счастью, в России таких данных нет. Но у нас свои проблемы. Самарские медики, изучив состояние питания детей в областном центре, пришли к выводу: необходимо обратить внимание на питание в семье, организованных коллективах и рацион больного ребенка. Заметим, только 7,5 % родителей считают, что у них в семье неправильное питание, а 44 %, что в семье нет вредных привычек. 40 % вообще затрудняются ответить, что, собственно, такое «здоровый образ жизни». 1/3 респондентов уверены — это правильное питание, другая 1/3 — это спорт. Одновременно результаты анкетирования полутора тысяч самарских школьников говорят о том, что сбалансированным и полноценным питание можно признать только у 25 % детей. Сегодня избыточной массой тела страдают 30 % ребят, из них ожирение у 11 %. У 1,5 % наблюдается истощение. Всем продуктам питания предпочитают фаст-фуд и копчености 30 % детей, чипсы и сухарики — 12 %, без приправ и пряностей не обходится 40 %, и ежедневно наши дети потребляют разные маринады. Одним словом, картина вырисовывается мрачноватая. Поэтому в первую очередь, по мнению врача, и нужно работать с семьей.

— На мой взгляд, программа, которую мы сегодня обсуждаем, — высказалась Галина Порецкова, — это конкретное руководство к действию для педагогов в их работе с детьми и родителями.

Источник: gorod.samara24.ru