Премия «Здоровое Питание»

Минздравсоцразвития представило на суд правительства новую потребительскую корзину

Со следующего года у россиян появится новая потребительская корзина. Ее цена для населения вырастет в среднем на 4, 2 процента. В ней предусмотрено большее потребление мяса и рыбы, меньшее — хлеба и картофеля.

 

Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект о пересмотре потребительской корзины.

Как пояснил журналистам заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, ведомство пересмотрело продовольственную часть корзины.

«Мы предлагаем меньше продуктов питания в килограммах в таких категориях, как хлеб и картофель. В начале 2000-х годов мы были вынуждены вводить эти величины, чтобы увеличить калорийность и снизить стоимость корзины за счет более дешевых продуктов питания», — сказал он.

В новой корзине будет увеличена норма потребления мясопродуктов для трудоспособного населения — на 57, 5 процента, для пенсионеров — на 71, 4 процента, для детей — на 30 процентов; рыбопродуктов — на 15, 6 процента, 6, 7 процента и на 30, 6 процента соответственно; фруктов свежих для трудоспособного населения — в 2, 6 раза, пенсионеров — в 2 раза, детей — в 2, 3 раза.

Всего доля продуктов питания в цене новой корзины составит 50 процентов. Остальное будет приходиться на непродовольственные товары и услуги. Причем их норму предлагается устанавливать не в натуральных показателях, а в относительных (в процентах от стоимости продуктов питания).

То есть специалисты будут высчитывать цену продуктов питания, потом умножать получившуюся сумму на два — и получать стоимость корзины в целом.

В действующей корзине, разработанной и принятой в 2006 году, продукты питания составляют 41, 4 процента, непродовольственные товары — 16, 4, услуги — 42, 2 процента.

Эксперты постоянно спорят, какой должна быть корзина. Например, советник Института современного развития Никита Масленников обращает внимание на то, что в развитых странах продукты питания занимают менее половины корзины.

Например, в США на первом месте стоит плата за жилье и коммунальные услуги (42 процента), а доля продуктов — 19 процентов. Объем потребительской корзины у нас на 150-200 наименований меньше, чем в развитых странах. Значит, считает эксперт, ее надо расширять примерно вдвое, включая туда мобильные телефоны, ноутбуки, флэшки, увеличивая долю платных медуслуг и норму расхода электроэнергии.

По мнению директора Всероссийского центра изучения уровня жизни Вячеслава Бобкова, новый подход неприемлем для России, поскольку цены на продовольствие у нас растут намного медленнее, чем на товары и услуги.

<<И эта тенденция в ближайшие годы будет сохраняться, потому что рынок услуг развит пока очень слабо. Кроме того, число услуг будет расти>>, — считает эксперт.

Он предполагает, что в ближайшие годы увеличится количество платных услуг в образовании и здравоохранении: сегодня многие учреждения, их оказывающие, меняют статус, становятся автономными, а значит, государством будут финансироваться лишь частично.

Также в нашу жизнь плотно вошли мобильные телефоны, компьютеры, интернет, потребительские кредиты — расходы на все это тоже, по идее, должна учитывать потребительская корзина.

«Если будут считаться только продукты, а расходы на все остальное автоматом приплюсовываться к полученной сумме, значит, мы будем иметь априори заниженную корзину и заниженную помощь государства на поддержку незащищенных слоев населения», — делает вывод Вячеслав Бобков.

По его мнению, корзина должна включать в себя четкий набор не только продуктов питания, но других товаров и услуг. Кроме того, необходимо пересмотреть срок эксплуатации вещей.

Сейчас потребительская корзина предусматривает, например, смену верхней одежды один раз в восемь лет, юбки — раз в пять лет.

Состав потребительской корзины должны были пересмотреть еще год назад, но тогда страна выходила из кризиса, и пересмотр корзины привел бы к повышению прожиточного минимума, чтобы было бы тяжело для бюджета, отмечают эксперты.

Официально пересмотр корзины был отложен в связи с тем, что Минздравсоцразвития занималось разработкой новой методики ее подсчета и не успело это сделать к положенному сроку.

Источник: foodcost.ru

Телефоны

+7 (495) 646-56-13

+7 (495) 646-56-25

Почта

Info@polpit.ru